Статическое электричество и ужасы "замыканий на массу"
или от машины бьёт током - причины.
В своей работе автомобильного электрика мне часто приходится сталкиваться с жалобами на то что в автомобиле имеется мол короткое замыкание, пробой на массу, утечка электричества и в следствии чего при выходе из салона от кузова машина бьёт током. Вот вопрос, а есть ли в этом случае неисправность в электрооборудовании автомобиля? Так ли вам необходим вызов автоэлектрика? Давайте разберёмся в этом вопросе поподробнее.
Откуда берётся электрический заряд на кузове, да и на кузове ли он? Вполне допустим и тот вариант, что изрядное количество статического электричества накопилось на поверхности кожи, за счёт трения одежды об обивку сидения, особенно это актуально в зимний период, когда мы все одеваем массу шерстяных вещей. Что делать в таких случаях? Самый действенный - воспользоваться аэрозольным антистатиком который сведёт к минимуму последствия трения шерстяных или чего хуже синтетических предметов одежды о сидение автомобиля. Можно конечно попытаться выходить наружу вовсе не касаясь металлических элементов, а браться только за пластмассовые ручки дверей, но этот способ не всегда удобен и вдобавок требует хорошей сноровки и определённого расчёта своих телодвижений. Разряд статического напряжения абсолютно безопасен для жизни и здоровья, хотя и неприятен по ощущениям. Такой разряд можно получить не только от своего любимого железного коня, но и от любого металлического предмета, особенно если тот находится в движении, к примеру металлические элементы входных дверей в метро.
В прежние годы в моде было вешать к заднему бамперу токопроводящую резиновую полоску, которая волочась по земле отводила всю лишнюю статику от кузова. Сейчас подобные вещи воспринимаются как анахронизм, может и вполне справедливо, но просто не следует поднимать панику при очередном разряде от своей лошадки.
Вторая причина по которой все эти неприятные явления происходят именно зимой является то что машина чаще подвержена воздействию дорожной грязи, которая в свою очередь превращает ваш автомобиль который бьёт током в огромный конденсатор, благодаря молекулам грязи, электронам проще удерживаться на кузове, а при малейшем касании постороннего проводника, которым является человеческое тело, получается дисбаланс и соответственно микро молния величиной порой до трёх сантиметров гарантирована. Также повышенные "комфортные" условия для образования подобной электризации возникают в сухую погоду, в сырую электронам легче найти дорогу чтобы уйти в землю, а не порадовать вас очередным мини электрошоком. Всё просто, как на уроке физике в школе, эбонитовая палочка, кусок ворсистой материи, металлический цилиндр или шарик... Величина напряжения в таких случаях может достигать нескольких тысяч вольт, однако сила тока ничтожно мала и в силу этого никакой угрозы такой разряд в себе не несёт, кроме неприятных ощущений и недоумения конечно.
Надеюсь мне удалось достаточно обстоятельно осветить тему "Почему машина бьёт током" и что с этим делать.
А если остались неразрешённые проблемы, то всегда есть возможность вызвать автоэлектрика на дом, автоэлектрик с выездом в Москве снимет большинство из них.
Несколько слов об автомобильных антеннах.
Покупая достаточно дорогую и навороченную магнитолу, мы частенько задумываемся, а почему приём радиостанций не достаточно уверенный, в эфире присутствуют разного рода помехи, вплоть до полного затухания волны любимой передачи и перескакивания автоматом на другую.
Конечно очевидным фактором является правильно подобранная и главное - качественная автомобильная антенна. В наше время выбор их достаточно широк, и не всегда цена соответствует качеству. Лет 15 назад выбор был невелик, основой наполнения этого сегмента рынка являлись или легендарные "Бураны" и "Скаты", либо их кстати не лучшая, но более дорогая альтернатива известной немецкой марки. Эта заметка не является попыткой проведения рейтинга конкретных марок, она о том, какими принципами следует руководствоваться отдавая предпочтение тому или иному бренду.
Важно понимание - для каких условий вам требуется антенна, где по большей части предполагается эксплуатация автомобиля. Если вы городской житель, то на первое место надо ставить способность антенны отфильтровывать "шум цивилизации" - всевозможные промышленные шумы, работу рядом тысяч передатчиков на соседних частотах, таких как передающие вышки сотовой связи и GPS , раций, фона от контактной сети электрического транспорта и много чего другого. В данной обстановку чувствительность не так уж и важна, ведь в городе мощные FM передатчики находятся рядом с вами. Совсем другое дело если предполагается езда в радиусе до 70 километров от крупного города, там уже на первое место выходит чувствительность антенны, её способность усиливать принимаемый сигнал без искажений. Промышленных и прочих помех в чистом поле нет и способностью их отфильтровывать можно пожертвовать.
Дальше этой зоны качественное прослушивание УКВ и FM радиостанций невозможно, ну при хороших погодных и геомагнитных условиях можно вести речь о максимум 90-100 километров от передатчика. Когда вы забираетесь далеко от города, выбор небольшой - или слушать местные станции районных центров, которые не отличаются широтой разнообразия репертуара, или переходить на приём АМ радио, то есть ДВ, СВ или если на стоянке то КВ диапазон. К сожалению наши центральные медиа корпорации ушли в последние годы со средних и длинных волн, оставив там лишь паразитное шипение. Приём там возможен в тёмное время суток при хорошей погоде, обычно локальных вещателей с маломощных передатчиков, или наших соседей по СНГ и ближнему зарубежью.
Типы антенн конечно в большинстве случаев лучше выбирать внутрисалонные, с аппликацией на лобовом стекле автомобиля это защитит их и от атмосферных осадков, и от вандалов и меньше риска разного рода механических заклиниваний, что нередко случается как на моделях с электроприводом, так и без него. Другое дело, если речь идёт о почтенных машинам прошлого века, где хромированная, блестящая на солнце выдвижная антенна является элементом стиля и органично дополняет дизайн машины.
И в итоге хочется добавить что не стоит покупать совсем дешёвые варианты, что бы там не обещал производитель, наверно эту прописную истину и здесь нелишне будет напомнить, а также не увлекаться дорогими экземплярами ибо хорошо может работать даже китайская антенна, если она произведена по стандартам требований и с соблюдением технологии. Взгляните например на провод идущий непосредственно от штекера который втыкается в антенное гнездо магнитолы, он должен быть экранирован, то есть идти в виде коаксиального кабеля по всей длине, до самого усилителя, а не переходить в шлейф идущих рядышком проводников питания, в этом случае - помехи обеспечены.
Впрочем возможен и иной взгляд на данную тему, это лишь мой частный обзор практикующего выездного автоэлектрика.
АКБ - побольше или поменьше?
Перед каждым владельцем автомобиля рано или поздно встаёт вопрос, какого размера аккумулятор лучше поставить на свою машину. Вопрос отнюдь не праздный, несмотря на вполне очевидный ответ - ставить тот что предусмотрен заводом изготовителем. Но не будем забывать что иностранные производители как правило ориентируются на свой, резко отличающийся, чаще в тёплую сторону от нашего климат. У них ведь даже плотность электролита по норме не 1.26, как положено при эксплуатации в наших широтах, а может быть и 1.23! Соответственно и лишними ампер-часами они свои аккумуляторы не перегружают. И нам жителям северного климата это надо учитывать. Напрашивается законный вопрос, а как быть с размерами, да и цена большой батареи наверно в разы возрастёт... Не всё так уж критично, запас места есть в большинстве машин, площадка под АКБ всегда остаётся незанятой процентов на 15-20, а то и больше. Желательно заполнить это пространство более мощным аккумулятором. Плюсы будут налицо, на морозе двигателю будет не просто легче запускаться, а зачастую появится сама возможность завести машину, не бегая вокруг неё с проводами прикуривателя или вызывая техпомощь. Многие капризные марки автомобилей не будут заводиться пока напряжение на ЭБУ не достигнет 12 или близко к тому вольт, а при маломощном варианте это на хорошем морозе проблематично, ибо стартер чтобы провернуть застывший двигатель заберёт львиную долю энергии. А лишние 10-15 ампер-часов в вашей батарее могут спасти положение. Ведь пусковой ток пропорционален ёмкости.
Теперь о цене; мне как выездному автоэлектрику часто приходится принимать участие в процессе покупки нового аккумулятора взамен севшего, так вот чего я только при этом от продавцов не наслушаюсь, и генератор то у вас не потянет, (пытаются сопоставить мощность генератора в амперах с ёмкостью АКБ) будет мол недозаряженным всегда он, возьмите поменьше, он точно войдёт на место... Понятно что маленький вместо большого всегда войдёт, их то задача чтобы было поменьше возвратов, а как вы будете заводиться в мороз из это мало волнует. В ответ я привожу пример как на ещё недавних МАЗах и Камазах стоял всего 40-ка! амперный генератор и вполне справлялся с зарядкой двух 190-х батарей. А вот что касаемо цены, так разница между смешным пятидесяти амперным и надёжным, но чуть больше по габаритам 75-тым, составляет редко больше тысячи рублей, почему-то мало кто об этом задумывается.
Вторым немаловажным аспектом является способность машины простоять длительное время без движения, это играет большую роль для тех кто садится за руль не каждый день, а то и вовсе раз в 1-2 недели. В современных машинах полно электронных блоков которые для подпитки своей памяти забирают хоть и небольшой ток из АКБ. Добавьте сюда магнитолу, сигнализацию, а если ещё спутниковую, а если ещё на подземной парковке, где она в непрерывном режиме ищет и не находит связь с сателлитами... Вот здесь дополнительный запас прочности будет совсем нелишним.
Единственный на мой взгляд плюс маленькой батареи в том что она немного весит и соответственно её легче снимать и ставить, но такой плюс нужен далеко не всем. Так что при прочих равных возможностях отдавайте предпочтение максимально возможному по размерам и типу крепления АКБ для вашего автомобиля.